Непрекращающиеся в последние недели сетевые и медийные дискуссии о «варварских бомбежках крошечной Ливии» и «отважном мракоборце Каддафи» в конечном итоге сводятся к двум простым вопросам:
1. Что первично, приоритетно: человек или государство?
2. Каково соотношение прав и обязанностей в их взаимоотношениях?
Исповедание различной системы духовных и жизненных ценностей при ответах на эти вопросы категорично разводит спорщиков по разные стороны виртуальных баррикад. Любые же примеры, аргументы и эпитеты (взятые по большей части из той же медиа- и блогосферы) суть только инструменты в этом конфликте приоритетов.
1. В России почти всецело доминирует точка зрения, согласно которой государство является абсолютной, безусловной ценностью. У государства – только права, у личности – только обязанности. «Единица – вздор, единица – ноль!» «Единица – кому она нужна? голос единицы тоньше писка». Главнейшая обязанность «единицы» - занимать полностью подчиненную, бездумно-лояльную позицию по отношению к государству. Если это условие выполняется, то государство может облагодетельствовать своего раба толикой прав (самое сладкое из которых – право безнаказанно жучить тех рабов, которым этой привилегии не досталось). Если вдобавок цена за баррель нефти достаточно высока, то государство может неплохо позаботиться о повышении благосостояния своих подданных (не забывая, естественно, при каждом удобном случае напоминать им, «кто в доме хозяин» и «чьи в лесу шишки»).
С;импатии сторонников такого подхода, разумеется, всецело на стороне Каддафи, Саддама Хуссейна, Милошевича с Караджичем и тому подобных персонажей. Просто потому, что к ним больше всего подходит фраза: «Государство – это я!»
2. Сторонники европейской системы приоритетов (независимо от м;еста их фактического проживания) исповедуют другую точку зрения:
Природные права и законные интересы человека – первичны. Лояльность гражданина своей стране не обязательно должна быть слепой, некритичной и бездумной. Личность и государство связывает сложная система взаимных договоров и обязательств. Несоблюдение данных обязательств одной стороной дает другой право на несоблюдение своей части общественного договора.
И, наконец, - главнейшее: слова «власть» и «государство» абсолютно не тождественны понятиям «страна» и «Родина».
Разумеется, при таком подходе эксцентричный бедуин с карнавальными эполетами воспринимается просто как досадное недоразумение, которое нужно устранить. Если свой народ не может это сделать цивилизованным путем, через выборы, - приходиться это делать чужим людям и гораздо более болезненными средствами.
Updated 16.05.2011:16 мая 2011 года 17:05
Россия попыталась помирить Каддафи с оппозицией
Сергей Лавров пошёл по стопам Евгения Примакова
Текст целиком >>>
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz