Руководитель, сформированный в советское время (а особенно – если это выходец из комсомола) инстинктивно чувствует свое предназначение в том, чтобы заставлять людей делать то, чего они не хотят. Подсознательное убеждение в изначальном антагонистическом противоречии между «сознательным» руководителем и «несознательными массами» лежало в основе воспитания комсомольских вожаков, начиная со школьной скамьи. Десятилетия упорной селекции, конечно же, сделали свое дело, породив, с одной стороны, «эффективных менеджеров», инстинктивно принимающих боксерскую стойку при малейшем намеке на несогласие. С другой – сделали привычкой миллионов пассивное пофигистское равнодушие ко всему, исходящему «сверху».
По-настоящему оскорбляет и раздражает советского менеджера свободный человек, самостоятельно и независимо делающий свое дело, не нуждающийся в помощи, советах и подсказках. Крайнюю же степень оскорбленной раздраженности вызывает неформальная самоорганизация подобных людей. Именно потому, что она делает полностью ненужным сам советский стиль управления. И, соответственно, самих «старших товарищей».
Поэтому в психотерапевтических целях руководители советского типа часто держат возле себя «любимую шестерку».
Это может быть сколь угодно никчемный работник и дрянной человечишко. В коммерческой фирме он, кроме того, может приносить вполне неиллюзорные убытки. Однако же, его личные и деловые недостатки обеспечивают ему феноменальную управляемость. Его можно заставлять вкалывать до утра, посылать по личным делам в рабочее время, жучить и дрючить в любое время по желанию, не утруждая себя поиском поводов и аргументов. Мечта совкового менеджера!
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz