poniedziałek, 11 października 2010

Стокгольмский синдром (синдром заложника) вокруг нас

Он любил Старшего Брата.

Невольно стал свидетелем разговора:
Женщины средних лет, работают в офисе, может, не на очень престижных, но вполне непыльных должностях. Оклады, семьи, жилье – все не хуже, чем у большинства. Видимо, скучно стало, поэтому мечтательно вспоминают:
- А помнишь, как за продуктами в Москву ездили?
- Да, здорово было... Сколько набегаешься из магазина в магазин, сколько в очереди настоишься, сколько нагрузишь на себя... И ни ноги не устают, ни тяжести ни чувствуешь...
- А вкус-то каков был у той колбасы, того сыра, того творога? Помнишь? Помнишь грудинку, корейку московскую?
- А как же! Разве такое забудешь?
- А помнишь запах кофе и шоколада в кондитерской на первом этаже гостиницы «Москва»?
- Да, сейчас таких запахов нет... И кофе не тот стал, и шоколад пресный, невкусный...

P.S. Я понимаю, конечно, что разговор тот вовсе не о колбасе, не о кофе и не о грудинке. И уж, тем более, - не о Москве. О молодости, которая ушла бесследно, сменившись серыми монотонными буднями, после которых даже праздник – не в радость. И вот, жизнь идет, а вспоминается только: толчея, очереди, давка, и – вырванный зубами у судьбы кусок пищи. Ибо тогда каждому твоему шагу сопутствовала надежда, а сейчас – пищи вдоволь, а надеяться – не на что.

P.P.S. По схожим, видимо, причинам многие СНГ-шные ветераны войны так любят вспоминать свои фронтовые будни. Да, опять-таки молодость, какая бы она не была, - незабываема. Но самые умные из фронтовиков сами сейчас говорят прямо: «На фронте, как это не парадоксально, мы были свободнее, чем в мирной жизни как до, так и после войны. Мы чувствовали, что мы МОЖЕМ, мы ощущали свою важность и значимость».
Не раз приходилось общаться с зарубежными ветеранами боевых действий. Как с побежденными, так и с теми, кого принято причислять к победителям. Там это не так выражено. Чем больше у человека возможностей свободно проявить себя в мирное время, тем реже он вспоминает войну. Тем более – реже гордится собой на войне.

3 komentarze:

  1. Я, честно говоря, все вкусы "молодости" забыла. У меня жизнь делится теперь на две жизни. Я говорю, в той жизни всё было по-другому.

    OdpowiedzUsuń
  2. Давно известно: в эмиграции лучше живется тем, кто готов оставить прошлое в прошлом и строить на новом месте свою новую жизнь. И наоборот, чем больше человек цепляется за старое – тем тяжелее ему адаптироваться.
    http://cityshaman420.blogspot.com/2010/01/blog-post_18.html
    Рад, что Вы не чувствуете себя заложницей обстоятельств.

    OdpowiedzUsuń