środa, 2 grudnia 2009

Эх, сарматы, сарматы…

До конца XVIII века неофициальной, но живой и действенной идеологией польской шляхты был т.н. сарматизм.
В его основе лежал тезис о том, что шляхта и кмётки (крестьяне) – это два разных народа, с разной историей и культурой. Если кмётки – это славяне – вечные труженики, исконные земледельцы и скотоводы, то шляхта – это прямые потомки сарматов – кочевников и завоевателей с Востока.
Предназначение шляхты – это власть, а лучшая форма власти – это республика (Res Publico (лат.) = Rzecz Pospolita (пол.)). Король – только лишь первый среди равных. По праву сильного (а не по королевской милости!) шляхтичам принадлежат земли, а кмётки – это покоренный славянский народ, который не сумел отстоять свою свободу и поэтому должен кормить победителей.
Популярное до сих пор словечко «bydło» именно потому и получило свое распространение, что шляхта чувствовала к кмёткам не только социальное, но и биологическое презрение.
Сарматизм наложил свой отпечаток на искусство, литературу, общественные нравы и повседневную жизнь, он заметен в шляхетских костюмах и даже в традициях вооружения – хотя по всей Европе христианскому рыцарю приличествовало орудовать мечом, польская же шляхта предпочитала саблю.
До поры до времени все шло своим чередом, пока Польша не стала объектом атак иностранных завоевателей. И «вдруг» оказалось, что многие кмётки вовсе не стремятся участвовать в национально-освободительной борьбе. «Вы – раса господ, ну и воюйте сами за свое господство. А нам, хлопам, что русский pomieszczik, что немецкий junkier, что свой obszarnik – хрен, в общем-то, редьки не слаще», - таков был смысл их молчаливого послания.
Одной из причин краха Барской Конфедерации как раз и стал ее верхушечный характер, оторванность от народа.
Остро ощутил негативные последствия сарматизма Т. Косцюшко, когда его отряды «косинеров» - крестьян с косами – пополнялись гораздо медленнее, чем было необходимо.
Поэтому лидеры крупнейших восстаний XIX века – Ноябрьского и Январского о сарматизме предпочитали уже не вспоминать, апеллируя в основном к общенациональным ценностям. Но в глазах крестьян это было слишком похоже на призывы к союзу волков с овцами против волков из соседнего леса, что особого вдохновения не вызывало.
Реально же действующей силой обладали религиозные призывы – лозунги защиты католической веры от лютеранских «потопов» и православных наездов.
Так и получилось, что правые, патриотические силы в Польше обычно позиционируют себя, прежде всего как католические и истинную «польскость» отождествляют именно с католицизмом.
А сарматизм остался красивой ностальгической легендой, воспоминанием об утраченном «золотом» Ягеллоновском времени.

1 komentarz:

  1. Сарматизм - по сути, может быть, и правильная идеология, но в реальной жизни – удивительно непрактичная. Потому как сокращает количество друзей и союзников, зато приумножает количество недоброжелателей и врагов. А это приводит к чрезвычайному распылению сил, поэтому господствовать в таких условиях можно только при наличии колоссального превосходства в ресурсах.
    Безусловно, это послужило еще одной причиной кризиса и упадка I RP. Ибо общество, настолько внутренне разделенное, не может эффективно действовать в условиях кризиса и успешно противостоять внешним напастям.
    Несколько позднее небезызвестный Адольф исповедовал похожие идеи.
    Наверное, он тоже не во всем ошибался, однако же восстановил против себя полмира и окончил свои дни явно не в Валгалле.
    Мораль сей басни, думается мне, такова: кто хочет добиться успехов в реальных делах, а не только в виртуальном пространстве, тому вряд ли стоит «дразнить гусей». Есть смысл задуматься о том, чтобы лишний раз не оскорблять и не отталкивать от себя людей, превращая их в своих противников.

    OdpowiedzUsuń