niedziela, 12 czerwca 2011

Рабы немы / The Slaves are dumb

Понимаю, что тема избитая, но все же…
Русские в России, как правило, не умеют петь и не знают песен (я про повседневную жизнь, не про сцену).
Вообще.
Совсем.
Ни «русские народные», ни про жизнь, ни про любовь, ни про радость, ни про грусть, ни про преодоление трудностей, ни про победу над обстоятельствами.
Ни-че-го.
Я понимаю, что современные «хиты», которыми пичкает людей суверенный «шоу-биз» человеку петь вообще невозможно, ни трезвому, ни пьяному. Но чтоб вообще ни-че-го?
Хрестоматийный «Ой, мороз-мороз» - кто знает больше, чем первый куплет? А дальше? «В лесу родилась елочка» - первый и последний куплет. А между ними? Кто из непрофессионалов может исполнить хоть две-три песни на русском языке от начала до конца, без подготовки, просто так, для души? И где найти хоть трех-четырех человек, которые бы эти песни тоже знали и могли подпеть? Я не имею в виду особо преданных поклонников музыки, которые специально ходят на вечеринки с гитарами, чтобы веселить публику. Я имею в виду обывателя, простого современного человека, без музыкального слуха, но с русской душой. 
А видел ли кто-нибудь хоть раз людей, просто так, для себя поющих патриотические или религиозные песни?  
Звучит, как издевка, но я много раз слышал только две единственные песни, которые исполняются в русских компаниях от начала до конца, дружно и правильно: «Пусть бегут неуклюже…» и… «Гимн СССР».
Какой разительный контраст с другими народами, даже пост-советскими!

7 komentarzy:

  1. Мне кажется вам просто не повезло. Среди моих знакомых множество любителей спеть. Я уж не говорю про родителей и родственников. И все знают массу песен наизусть. К тому же очень у многих сейчас есть караоке, а в караоке, если приглядеться, люди в основном поют вовсе не современные поп-хиты (их ведь невозможно петь), а старые проверенные песни - народные, романсы, песни из кинофильмов, в том числе и патриотические. Что такое религиозные песни я не знаю, но уверена, верующие их обязательно тоже поют. Так что видимо вам просто какие-то не те люди попадаются. Или вы слишком строгий ценитель и они стесняются при вас петь? :)

    OdpowiedzUsuń
  2. 1. Если мы ставим знак равенства между караоке и спонтанным душевным пением, то тогда, видимо, детский альбом-раскраску надо приравнять к художественному мастер-классу, а обладательницу нескольких кукол считать многодетной мамашей :) :) :)
    2. Ага, даже пьяную компанию в соседнем дворе я своими разгромными рецензиями до прострации довел. Так что бедняги только записи проверенных исполнителей слушают, сами ни «Мурку», ни «Владимирский централ» не поют – критики боятся :).

    OdpowiedzUsuń
  3. Религиозные песни, Катя, это песни, которые с равным успехом можно петь и во время богослужения, и "для себя". Классический, самый известный и понятный в наших широтах пример - "Тихая ночь", написанная священников Юзефом Мором и церковным органистом Францем Грубером для нужд своего прихода и ставшая хитом всех времен и народов. Они есть всюду, и в Африке тоже, но в России, увы, отсутствуют полностью, как явление. Рус. православная церковь всегда боролась со всякой отсебятиной, в том числе и с такими песнями, ну они и не прижились. Есть, правда, одна религиозная песня русского происхождения, которая необыкновенно популярна в Польше, - ее поют и дома, и в концертах, и в костелах во время богослужения (сама ни раз с этим сталкивалась). Это "Молитва" Окуджавы. Помните? "Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет..."

    OdpowiedzUsuń
  4. Вообще-то детская-раскраска и есть художественный мастер-класс. Раскраски развивают у детей восприятие цвета и фантазию :) И в любом случае, в России очень много людей, которые знают самые разные песни и от души их поют. Просто они не делают этого в пьяных дворовых компаниях в мегаполисах, а вот в деревнях, или даже дачных поселках - сколько угодно, сидят вечером люди и поют. Не знаю, на основе чего вы сделали вывод о том, что русские не умеют петь. Русские много чего не умеют, но уж точно не это :))

    Светлана, спасибо за разъяснения. Я так и думала, но не была уверена, что в России такое явление есть. Вы подтвердили мои сомнения. РПЦ - она вообще не для людей, с моей точки зрения.

    OdpowiedzUsuń
  5. Не убеждает, честно говоря… :(
    Ну, не видел и не слышал я этого нигде в России, хоть и бывал в разных городах и сельских регионах. Рассказы о любителях пения – слышал и читал (вот, сейчас ваши слова читаю), а самого пения – не видел и не слышал.
    Бывая в Украине, в Беларуси, в татарских, алтайских и других селах Сибири с коренным населением – видел, слышал много раз, сам участвовал неоднократно. (Польские примеры специально не привожу, так как тут я вполне могу быть пристрастным и необъективным).
    А вы, Катерина, видать, места знаете особенные! :)

    OdpowiedzUsuń
  6. Вы знаете, я вот стала вспоминать и поняла, что да. Среди наших знакомых и родственников были любители пения, знавшие огромное количество русских народных песен, но они были либо евреями, либо западными украинцами :)

    OdpowiedzUsuń
  7. Вот и я про то же :(

    OdpowiedzUsuń