środa, 3 lipca 2013

Стоит ли плакать по РАН?

Заревели белугами, заголосили плакальщицами седовласые ученые мужи-академики: правительство (ну, мы-то с вами знаем, кто именно скрывается под этим лукавым псевдонимом!) наконец-то решилось реформировать Российскую академию наук.
Реформировать, как и многое другое, в стиле «эффективных менеджеров»: без «разговорчиков в строю», радикально, в интересах чиновничьей корпорации. По сути реформы, по отдельным её аспектам мнения у экспертов и сторонних наблюдателей могут быть разные, но то, что её форма оскорбительна уже одной своей безаппеляционностью – это ясно и ежу. 
Так что же – сочувствовать «братьям по разуму» и попытаться хотя бы в чем-то их защитить? Нет, что-то не хочется... А почему? А вот почему: 
Престиж ученых, статус Академии наук в СССР и в России был и остаётся весьма высоким. Во многом декларативно, но все же высоким. И когда почти 14 лет назад началась «консолидация власти», построение «вертикали», ползучее возвращение цензуры и общий регресс общественно-политической жизни в стиле «back to the USSR» протестующий голос академиков был бы весьма кстати.
Не случайно говорят, что «в России театр обычно заменял парламент». Академии наук не нужно было совершать подвиг, чтобы реально заменить собой оппозицию. Отдельные ученые действительно высказывались весьма оппозиционно. Но только отдельные... А сама Академия, которая в свое время (пусть даже застойно-запойное) не побоялась встать на защиту А. Сахарова? Пусть даже не в защиту политзаключенных, независимых СМИ или попираемых гражданских свобод. Но хотя бы в защиту объективной научной картины мира и светской системы образования от нахрапистой клерикализации? Вот то-то и оно... 
«Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом. 
Когда они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом. 
Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза. 
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». 
Ну, так и черт с вами, молчуны! Черт с вами и вашими РАНами!

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz