wtorek, 3 maja 2011

Родительский день / The Radonitsa

То, что среди людей, называющих себя «православными», огромный процент составляют прирожденные, убежденные и органичные язычники — давно уже ни для кого не секрет. Сегодня, на десятый день после пасхи, это особенно заметно.
Неужели мертвым действительно нужны помпезные памятники, кованые ограды, мрамор, бронза и позолота? Или бедным семьям больше не на что потратить деньги, как на памятники «под мрамор» с табличками «под бронзу» и новую оградку с завитушками, покрашенными «под позолоту»? Чтобы было «не хуже, чем у людей»?
А жрачки-пьянки на могилах? Куличи, яйца и конфеты на надгробьях? Могильная земля, щедро политая водкой и сигарета рядом, ибо «любил покойничек покурить всласть»? Разве это «по-христиански»? Кому это нужно? Мертвым? Или живым? Зачем?

Чтобы хоть немного заглушить свой собственный страх перед смертью? Отодвинуть хоть на день экзистенциальную тошноту от никчемности и бесцельности своего существования?
У большинства католиков (за исключением, может быть, только внезапно разбогатевших нуворишей) ежегодные ритуалы в день поминовения усопших 2 ноября сводятся хотя бы к символическим цветам-свечам-лампадкам. Здесь же — классические подношения духам предков: чем богаче и обильнее, тем лучше. Вот только типичные советские пирамидальные надгробья с пятиконечной звездой привлекают совсем не тех духов, каких хотелось бы родственникам покойных.
P.S. Вот только не надо судорожно хвататься за якобы спасительное слово «традиция»! Ничего оно не объясняет на самом деле!
Современный человек (особенно — горожанин) благополучно забыл десятки, сотни национальных, религиозных, семейных и других традиций и нисколько по этому поводу не комплексует. Если же какой-то обряд, ритуал в наши дни по-прежнему существует, это — верный признак того, что он нужен именно современным, ныне живущим людям, а не как дань абстрактной «традиции».

6 komentarzy:

  1. Вы прямо пальцем в больное место.
    Меня всегда от этих скатертей-самобранок передергивало. И от пьянок на могилах.

    OdpowiedzUsuń
  2. Да, ритуал столь же неприятный, сколь и иррациональный.

    OdpowiedzUsuń
  3. Фото меня ужаснула... Меня тоже мутило от этого всегда.

    OdpowiedzUsuń
  4. И эти люди называют себя православными с той же убежденностью, с какой раньше – комсомольцами.

    OdpowiedzUsuń
  5. Я часто бываю в Иерусалиме, наблюдаю лобызание святых камней нашими туристами...Прости меня господи...

    OdpowiedzUsuń
  6. Да, вера сплошь да рядом подменяется ритуалами, а искренность – истеричностью.

    OdpowiedzUsuń