niedziela, 2 października 2011

Имитация учителя / Imitation of Teacher

В школе, в которой я учился, директриса была женой крупного областного чиновника. Поэтому школа должна была быть лучшей в области. Любой ценой. 
Тотальная советская уравниловка и всеобщая централизованная регламентация не позволяли ни усовершенствовать программы, ни поэкспериментировать с методикой преподавания, ни всерьез улучшить материально-техническую базу, ни просто привлечь наиболее способных учителей и учеников. Однако изощренный чиновничий ум все-таки придумал свое know-how: 
Все пионеры и комсомольцы, которые учились на «хорошо» и «отлично», по специально разработанному графику после обеда должны были вновь приходить в школу и «помогать в учебе своим отстающим товарищам».
Повторяю: то, что не под силу было профессиональным учителям – должны были наверстать мальчишки и девчонки. Плюс – дополнительная нагрузка; фактически – наказание за хорошую учебу. Зато лентяям и бездельникам – хороший бонус. 
Разумеется, почти никто из «учителей поневоле» развивать свои педагогические таланты не спешил, а просто пускал собственную тетрадь по кругу, чтобы желающие списывали все, что только можно. Зато суть отрицательного отбора, выражаемую пословицей: «Кто везет – на том и ездят» можно было почувствовать очень доходчиво. 
P.S. Да, в результате формальная успеваемость в школе была чуть лучше среднестатистической и школа была лучшей в области. 
P.P.S. Сейчас, похоже, снова наступила эпоха симулякров, эпоха имитации настоящей жизни. Так что, желающие, - перенимайте опыт!

6 komentarzy:

  1. Да уж, судя по посту Вы не принадлежали к числу отличников. Учился в обычной школе в небольшом городке в центре России. Школой не управляли жены партийных функционеров (муж директора был электрик), но в один год занимался с отстающим учеником. Не считаю это время потерянным зря: пытаясь объяснить что-то другому, ты систематизируешь свои знания. Именно поэтому не возражал, когда дочь (заметим без злых коммунистов и по собственному желанию)в прошлом и позапрошлом году готовила своих подруг к итоговым контрольным по математике. Не знаю, как подругам (хотя обе выполнили работы успешно), но дочери это было полезно.
    Да, и еще, индивидуальные занятия с непрофессионалами могут оказаться эффективнее групповых с профессионалами: можно посвятить одной теме столько времени, сколько нужно для ее понимания, можно задавать "глупые" вопросы, которые не задашь в классе.
    P.S.: Супруга, учившаяся в другом городе, так же занималась с отстающими.
    P.P.S.: Снимите с глаз шоры и увидите, что мир гораздо многоцветнее, чем Вы его видите и представляете.

    OdpowiedzUsuń
  2. Зря, Олег, Вы не захотели (или не смогли?) внимательно прочитать мой пост. В нем речь идет именно о принуждении, об отсутствии добровольности и личной заинтересованности. А без них, что ни делай — получится сплошная профанация и показуха.
    P.S. Как-то не припомню, чтобы я записывался к Вам на бесплатные курсы комсомольского энтузазизма :)

    OdpowiedzUsuń
  3. Ой, Олег, вы как-то странно к теме подошли. Одно дело помочь подружке подтянуть математику к контрольной и совсем другое дело быть обязанным заниматься с двоечником и хулиганом Сидоровым, который вечно дергает тебя за волосы и задирает юбку пока ты уравнения на доске пишешь. Кстати, а отказаться "быть учителем" было никак нельзя?

    OdpowiedzUsuń
  4. Разумеется, Катерина, отказаться было нельзя. В то время единственным возможным способом сопротивления партийному самодурству (а тем более — для подростков) была именно имитация, профанация. Не «заниматься с двоечником и хулиганом» и не «писать уравнения на доске», пытаясь подменить взрослого опытного учителя-профессионала, а превращать все в банальное списывание.

    OdpowiedzUsuń
  5. Меня тоже в школе во время летних каникул прикрепляли к двоечникам, дабы я их подтягивала, наверстывая программу за год.
    Я учила двоечников играть в "резиночку" и ловить голубей хитрым приспособлением из сумки-аптечки (еще меня заставляли быть медсестрой), палки и веревки. И лазить по крышам тоже учила. Двоечники были очень довольны :)

    OdpowiedzUsuń
  6. «Они» делали вид, что о нас заботились, а мы делали вид, что «их» слушаемся.

    OdpowiedzUsuń