Большинство здоровых граждан призывного возраста еще до начала блокады были мобилизованы на фронт. Оставшиеся энтузиасты уходили на фронт добровольцами. Но с началом блокадного голода их поток иссяк.
Для большинства нестроевых и непризывных ленинградцев с началом блокады вступить в «народное ополчение» (то, что на европейских языках называется «милиция» - в истинном смысле этого слова) было просто шансом подкормится.
Иллюзий о боеспособности этих «частей» и «подразделений» не было ни у кого. 1 винтовка на 30 человек. К ней — не более 5 патронов. Изредка — духовые ружья из уличных стрелковых тиров или охотничьи дробовики. На 50-100 человек — одна граната. У остальных — кухонные ножи, монтировки, обрезки труб, прутья арматуры, половинки кирпичей.
И вот тут начинается самое интересное. Рассказы блокадников, побывавших в ополчении, с детских лет убедили меня в том, что фраза: «Я — служивый человек, я давал присягу, я выполняю приказ», в драматических ситуациях — это всего лишь только отговорка, а не оправдание.
Любой приказ можно выполнять по-разному.
Были же среди командиров ополчения идиоты-фанатики, которые действительно водили свое колченогое и голодное воинство «на прорыв блокады». Блокаду прорвали не они, а положили людей на окраинах города без счета и без смысла — именно они.
Были и здравомыслящие командиры. Не герои, не стратеги, не провидцы. С обычным крестьянским умом, с мужичьей практической смёткой. Да, они тоже орали: «За Родину! За Ст......! Ни шагу назад! …до последней капли!..» и т.д. Но, ни на шаг не отступая от буквы приказа, они просто чувствовали, понимали. что люди — это большая ценность, чем камни. И берегли людей, как могли.
Кто выжил в ополчении, чаще всего — именно благодаря им. Ну, и случаю, конечно.
P.S. Никто из моих собеседников не считал себя «победителем». Только выжившим.
* * * * *Updated 04.09.2011:
3 сентября 2011 года 10:32
Страшная правда о блокаде
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории Второй мировой войны
Текст целиком >>>
Н-да...
OdpowiedzUsuń