czwartek, 4 czerwca 2009

«...Мы сами Matrix свой построим!»

Технологии индустриального общества отличались относительно невысокой производительностью, поэтому индустриальному обществу постоянно не хватало людей. Следовательно, одной из важнейших задач социальной политики было максимальное увеличение экономически активного населения. Поэтому буржуазно-демократическая мораль так непримиримо боролась с сословными, религиозными, национальными и иными «предрассудками». Огромным резервом пополнения армии трудящихся стали эмансипированные женщины, поэтому индустрия развлечений так активно рекламировала «свободную любовь», мини-юбки и обеды в ресторанах (или – готовые обеды с доставкой на дом).
Роль массовой культуры все-таки оставалась вспомогательной. Шоу, мюзиклы, спортивные состязания и конкурсы красоты должны были развлекать людей и отвлекать их от реальных нерешаемых проблем и неудобных вопросов, но все-таки перед ними еще не стояла задача создания параллельной реальности.
Для индустриальных технологий каждый человек оставался прежде всего производственным ресурсом, и его надо было включить в это производство, выучив его, усмирив его животные инстинкты, обеспечив благосостояние и дав ему комфортную систему мотивации.
Совершенно иную социальную среду уже сегодня, на наших глазах, начинают порождать информационные технологии. Для их функционирования нужна элита, обеспечивающая управление, научные исследования и культурную среду, а также относительно небольшое количество людей, непосредственно обеспечивающих функционирование систем жизнеобеспечения общества.
Все остальные 70-80% населения оказываются лишними в самом прямом смысле этого слова, подобно тому, как основная часть населения России оказывается лишней, нерентабельной для сырьевой экспортно-ориентированной нефтегазовой экономики.
Поэтому перед массовой культурой становятся все более амбициозные задачи создания псевдо-реальности для миллионов и миллионов человек, не занятых в реальном производстве. Псевдо-реальности, где, к примеру, откровенно психически больные люди могут слыть «звездами» поп-культуры, иметь фан-клубы, сравнимые по численности с целыми религиозными конфессиями и распоряжаться средствами, сопоставимыми с бюджетами транснациональных корпораций. Псевдо-реальности, все более напоминающей небезызвестный Matrix. И безо всякого «восстания машин».

2 komentarze:

  1. Что будет представлять из себя Вконтакте или Однокласницы.ru без той массы, которая их наполняет? А это далеко не та элита, VIPы - это да.
    А псевдо-реальность уже давно есть, и для этого ен надо никакой матрицы - достаточно биологических носителей.

    OdpowiedzUsuń
  2. Да, примеры множатся прямо на глазах.

    OdpowiedzUsuń