sobota, 27 marca 2010

Живые заложники дохлой империи - III

Конечно же, национальная культура – это не только и даже не столько песни, пляски, национальные костюмы, музыкальные инструменты, блюда и напитки. Все это можно сколь угодно долго сохранять в этнографических музеях, культивировать в тематических развлекательно-туристических парках и центрах. Но национальную культуру это не создает, не развивает и даже не сохраняет.
Национальная культура – это, прежде всего, образ жизни, стиль мышления, модель поведения, система ценностных ориентаций и комплекс этических норм. Она проявляется в десятках и сотнях жизненных ситуаций: от бытовых стереотипов до моделей хозяйствования.
В XVI-XIX веках политическая и военная экспансия Российского государства на Восток – в Сибирь и Центральную Азию была бы невозможной (или как минимум – непродолжительной) без относительного превосходства русской культуры над культурами большинства местных народов. Новые модели организации общества, новые орудия труда и виды оружия, новые модели хозяйствования, новые экономические, политические, военные, торговые, научные, технологические и прочие возможности – вот что закрепило доминирование русских в Северной и Центральной Азии. Поэтому, несмотря на вполне очевидные издержки и даже явные преступления, в целом русская экспансия на Восток была явлением исторически положительным, поскольку сопровождалась прогрессом.
В Европе же, на Кавказе и в Закавказье даже такого относительного культурного превосходства русских не было никогда (а в ряде случаев – ситуация была прямо противоположной). Поэтому и господство государства Российского в этих регионах держалось почти исключительно на военно-политической составляющей. И рушилось немедленно после ее ослабления.
Советский Союз, при всей своей окаянной жестокости, также нес в себе модернизаторский потенциал (все ж таки принудительное обучение грамоте, насильственные диспансеризация и вакцинация и обязательное распространение санитарно-гигиенических норм - лучше, чем невежество, суеверия и эпидемии). Плюс «социальные лифты». Плюс экономические, социальные и культурные гарантии. Ну, и соблазнов и искушений в супер-державе (хоть и на глиняных ногах) все-таки побольше будет, чем в маленьком государстве.
* * * * *
Но все это в прошлом. Ситуация изменилась кардинально. Что сейчас дает самоидентификация с русской культурой нерусским народам? А самим русским?
И если ведущей национальной идеей становится: «Не позволим переписывать заново славную историю наших предков!», то стоит ли удивляться, что такая нация столь часто сталкивается с прямой и неприкрытой обструкцией?

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz