piątek, 7 maja 2010

Анамнез или жития святых?

Как известно, аскетизм возвышает дух только при одновременном соблюдении двух с виду простых условий: он должен быть добровольным и бескорыстным.
А с этим все далеко не так просто.
Начнем с добровольности:
• Импотент (или человек с другими ярко выраженными физическими или психическими отклонениями) не может быть аскетом, он может им только называться, потому что его сексуальное воздержание – вынужденное, а не добровольное.
• Человек с генетической (или индивидуально-психологической) предрасположенностью к алкоголизму может строжайшим образом соблюдать индивидуальный «сухой закон», но важно не забывать, что движет им всего лишь только банальный страх за собственную жизнь.
• При ряде хронических заболеваний необходима строгая диета и иные пищевые ограничения, но лицемер тот, кто называет это «постом».
• Бедность, нахождение внизу социальной лестницы или жизнь в регионе с неразвитой инфраструктурой, конечно же, сокращают количество соблазнов и искушений, перед которыми человек не в силах устоять. Но разве это показатель его добродетельности?
• То же и с коррупцией: если служащий не берет взяток – это еще не показатель его честности. Может быть, ему просто их не предлагают.
То же и с бескорыстностью:
• Экстравагантный образ жизни, нетрадиционные увлечения, подчеркнуто экзотические идеи издавна являются элементами саморекламы и личного пиара (причем далеко не только для «звезд» шоу-бизнеса).
• Подчеркнутый, демонстративный нонконформизм – это вовсе не противоположность стадному чувству, как иногда кажется, а лишь его извращенная ипостась. Если обычный конформист патологически зависим от группы, чтобы думать и поступать «как все», то якобы необычный нонконформист столь же патологически зависим от группы, чтобы думать и поступать обязательно «не как все». В основе – все тот же экзистенциальный ужас «маленького человека», затерянного в чужом и непонятном ему мире.
• На «духовной» тематике очень легко спекулировать. Религиозно-философскими терминами и спецификой «монашеской жизни» легче всего прикрывать свои личные недостатки: неспособность любить и ценить дружбу, неумение выстраивать отношения с людьми, страх, непонимание и неприятие собственных инстинктов, эмоций, других проявлений бессознательного.
И так далее. Примеров на самом деле великое множество.
Практика показывает, что отличить истинного аскета от фальшивого в большинстве случаев труда не составляет. На вопрос: «А почему ты не ............ ?» аскет чаще всего отвечает просто: «Не хочу» или «Мне этого не нужно». Если же мы в ответ на простой вопрос слышим сложные логические умопостроения, подробные доказательства и обоснования, в том числе со ссылками на авторитеты, таинственные термины и имена – почти наверняка мы имеем дело или с ушлым брокером, подвизающимся на бирже духовных услуг в надежде на мелкий гешефт, или же с запущенным пациентом, перепутавшим собственный анамнез с житиями святых.

4 komentarze:

  1. Правда ваша! Год назад отказавшись от сигарет, непременно пытаюсь выдать при любом удобном случае, этот факт, за непосильную работу над собой. Но правда как всегда рядом, не случись болезни, продолжал бы я курить и дальше с превеликим удовольствием.

    OdpowiedzUsuń
  2. Умен не тот, кто вовсе не совершает ошибок, а тот, кто их: 1) осознает; 2) исправляет; 3) не повторяет. Искренне рад за Вас, Валерий. Будьте здоровы!

    OdpowiedzUsuń
  3. А я бы хотела отказаться от сладкого. Никаких высоких материй: просто боюсь, что стала поправляться. Честно говоря, была бы рада, если бы сработала любая мотивация - хоть истинная, хоть фальшивая...
    А тема очень жизненная. Спасибо. Недавно только со своей высоконравственной приятельницей спорила. Она так темпераментно и категорично осуждала "незаконную" любовь другой нашей приятельницы, что на все её "как она может?!", и "а вот я никогда в жизни себе такого не позволяла!", я не выдержала и спросила: "Может это потому, что тебя и не искушал никто? Легко соблюдать целомудрие, если на него никто не покушается..." Кажется, она обиделась. Переживаю вот теперь немного. Так-то она женщина неплохая. Только правильная очень.

    OdpowiedzUsuń
  4. Да, человеку, не испытавшему соблазнов, легко и просто категорично их осуждать.
    А отказаться от сладкого можно разными путями:
    1) логическим (аргументировано доказывать себе вред сладостей для фигуры/здоровья в целом: риск диабета, кариес и т.д.);
    2) эмоциональным (пугать себя, рассматривая тучные фигуры, читая симптомы диабета и его последствия и т.д.);
    3) постепенным (ежедневно сокращать количество употребляемого сахара);
    4) «торгашеским» (заключить с собой сделку: отказ от сладкого взамен на послабления в каком-либо другом удовольствии);
    5) медицинским (заменить сахар иными подсластителями, натуральным медом, фруктозой и т.п.).
    Выбирайте, что Вам больше по душе. :))
    Желаю успехов!

    OdpowiedzUsuń