niedziela, 23 maja 2010

Еще о русском национализме - II

Да, на первый взгляд, внешне практика русского «ментального национализма» сходна с американской (в значительной степени – масонской) концепцией «государства-нации», в которой нацию образует совокупность граждан. Никого же не шокируют слова: «русский художник Исаак Левитан» или «русские поэты Осип Мандельштам, Борис Пастернак и Иосиф Бродский».
Но есть и серьезные отличия. Главное отличие – в понятии «национальная культура».
В «государстве-нации», в частности, в США, «национальная культура» – это некий синтез, консенсус, компромисс. Очень эклектичный по сути и достаточно динамичный во времени.
Было время, когда «американскую культуру» составляли по преимуществу элементы культуры народов белой Европы: кельтский Хэллоуин, франкфуртские сосиски, шотланский виски, итальянская пицца, гамбургская рубленая котлета с булкой.
Позднее рамки компромисса расширились и начали включать в себя негритянские массовые пляски под бой тамтамов (переименованные для благозвучия в «дискотеки»), полинезийские татуировки, японские суши, манга и аниме и еще многое, многое другое.
Может быть, со временем столь же типичными для американской культуры станут пятничные поклоны в сторону Мекки с обязательным простиранием ниц, или еще что-то, что сейчас кажется немыслимым или фантастическим.
Но именно потому, что это происходит органично, естественно, по принципу консенсуса и компромисса (со всеми, разумеется, возможными издержками и оговорками), мало кому в голову приходит целенаправленно «бороться» с этими явлениями. Маргинальные же «борцуны» «за истинно американскую культуру» выглядят столь же нелепо и комично, как ряженые в белые балахоны «рыцари Ку-Клукс-Клана».
Сходные процессы (с меньшим, конечно размахом!) наблюдаются в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах.

В противоположность этому, главный пафос выступлений русских националистов как раз и состоит в необходимости возрождения «истинно русской национальной культуры», ее очистке, освобождении и защите от «тлетворного влияния» «бездуховного материалистического Запада», «мировой закулисы», «черно***ых кавказцев», «цыганских наркоторговцев», «чурок», «хачей», «чучмеков» и прочей «неруси».
Что же остается от современной жизни в России, если вычесть из нее элементы как западного, так и восточного стиля жизни? И как это сочетается с идеей «государства-нации»?
Что же это такое – «истинно русская культура»? Я действительно до сих пор не знаю ответа.

В Европе же пока еще жив инстинктивно-естественный, биологический национализм. Меня, например, в Польше всякий раз воспринимают именно как своего – как поляка, хоть и живущего в диаспоре, а не как гражданина другого государства. И периодически обостряющиеся бельгийские перебранки фламандцев и валлонов также показывают: можно выучить язык соседа и усвоить его культуру, но из своей шкуры – не выпрыгнешь.

Ранее по теме:

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz