Предполетная подготовка космических аппаратов на Байконуре с
недавних пор включает обязательное их освящение представителем МП РПЦ по 150
тыс. бюджетных рублей за сеанс.
Фото из сети
|
Люди старшего поколения помнят, какая космическая эйфория царила в мире в конце 60-х — начале 70-х годов XX века. Она захватила всех: от политиков и научных сообществ до массовой культуры и производителей ширпотреба. Ракеты и луноходы были популярными детскими игрушками, а писатели-футурологи всерьез составляли подробное расписание освоения планет Солнечной системы, рассчитанное на ближайшее десятилетие.
К середине 70-х — началу 80-х эйфория очень быстро сошла на нет. Пропагандистские дивиденды, которые приносила космическая гонка США и СССР, исчерпались. Их сменило понимание того, что пилотируемая космонавтика — это крайне дорогостоящее, чрезвычайно опасное, но, главное, - абсолютно ненужное на практике занятие (при современном, разумеется, уровне развития науки, техники и технологии).
Задачи научного исследования космического пространства и планет гораздо успешнее решают автоматические аппараты. Орбитальные заводы для выращивания в невесомости сверхчистых кристаллов и синтеза инновационных биохимических препаратов так и не стали рентабельными. А для того, чтобы ими стать – присутствие человека на таком заводе не только не нужно, но и наоборот – вредно, ибо влечет за собой дополнительные затраты.
Единственной самоокупаемой и даже прибыльной отраслью космонавтики на сей момент является телекоммуникационная, но она полностью базируется на беспилотных спутниках связи.
С середины 70-х до начала 90-х годов практически единственным стимулом для продолжения и развития пилотируемых космических программ была гонка вооружений. Планы использования космоса в военных целях породили как долговременные орбитальные станции (в СССР), так и программу Space Shuttle (в США) с соответствующей инфраструктурой.
После окончания холодной войны пилотируемая космонавтика оказалась в положении классического чемодана без ручки, причем сопутствующая инфраструктура требует колоссальных средств просто на свое поддержание (даже – без развития). В постсоветских странах ситуацию усугубил крайний недостаток финансирования, общая деградация, упадок технологической культуры и острый дефицит даже обычной исполнительской дисциплины.
Зарубежные инженеры и астронавты обычно высоко оценивали надежность советской космической техники (как и ее же – но уже под российским лейблом), имея в виду ее простоту (порой граничащую с примитивизмом). Думаю, нет особого секрета в том, что большая часть достижений, официально связанных с именами С. П. Королёва, М. В. Келдыша, М. К. Тихонравова, В. П. Глушко и других советских ученых, конструкторов и инженеров, фактически базируется на захваченных после II Мировой войны разработках, созданных (или полученных?) безымянными кудесниками нацистского «Ahnenerbe» в 30-х – 40-х годах. Несколько позднее, в 50-х – 60-х годах, они были доработаны и усовершенствованы столь же безымянными пленными немецкими инженерами в многочисленных советских «почтовых ящиках» (вспомните подлинную историю создания т. н. «автомата Калашникова»!).
Но к началу 70-х они уже вышли из трудоспособного возраста. Многие – ушли из жизни. Поэтому все нынешние «Союзы», «Прогрессы», «Протоны» и т.п. – это слегка модернизированные разработки 70-ти – 80-тилетней (!!!) давности.
P.S. Остается искренне посочувствовать космонавтам и астронавтам, застрявшим на МКС со стремительно убывающими запасами пищи, воды и кислорода. Как бы до каннибализма на орбите не дошло!
25 августа 2011 года 15:57
Космонавт Гречко: Пока мы терям только «железо»...
Одной из достопримечательностей природы Алтая стал разбившийся вчера российский космический корабль «Прогресс»
Текст целиком >>>
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz