piątek, 13 sierpnia 2010

Дракон хочет кушать - II

«Если китайцам удастся сделать со своими сланцевыми месторождениями газа то же, что американцы сделали со своими, это полностью перевернет всю картину энергопоставок в стране», – цитирует Bloomberg старшего партнера Morten Frisch Consulting Мортена Фриша.
В 2009 году потребление газа в Китае составило 81 млрд. куб. м., в то время как добыча – 76 млрд. куб. м. От года к году Китай потребляет все больше газа, так как экономика страны развивается и постепенно переходит к использованию газа от традиционного для Китая угля (к 2020 г. КНР планирует снизить долю угля в энергетике с 70% до 60%).
При постоянно растущих потребностях Китаю может помочь именно сланцевый газ. «К 2030 г. сланцевые месторождения будут давать до 25% общего объема добычи КНР», – передает Bloomberg слова представителя американского Управления информации по энергетике Ричарда Ньюуэлла.
Неприятность для России может заключаться в том, что российский газ, о поставках которого стороны договорились еще в 2006 г., может оказаться невостребованным. По соглашению Газпром должен поставлять Китаю 68 млрд. куб. м. в год по двум маршрутам – восточному (38 млрд. куб. м.) и западному (30 млрд. куб. м.). Однако захочет ли Китай покупать дорогой российский газ, если можно добывать собственный? Тем более, что по поводу цен стороны так окончательно и не договорились».

«Китайская национальная нефтяная корпорация China National Petroleum Corporation (CNPC) планирует к 2015 году наладить добычу 500 миллионов куб. м. сланцевых газов в год».

«Развитие добычи сланцевого газа может также многое изменить для Китая. Необходимость импортировать энергию заставляет Китай иметь дело с проблемными странами, такими как Иран, Судан или Бирма, и это мешает Западу выработать глобальную политику, позволяющую решить проблемы, которые создают эти страны. Однако Китай вполне способен отвернуться от импорта – и от очагов напряженности, которые служат его источником, – если он сможет добывать газ на своей территории.
Чем меньше Китай будет нуждаться в импорте нефти и газа, тем с большей вероятностью он поддержит санкции или другие меры, направленные против нефтяных государств, не соблюдающих права человека или ведущих агрессивную политику. Более того, чем меньше Пекин будет беспокоить контроль Америки над морскими путями, тем проще им с Соединенными Штатами будет достичь взаимного доверия. Таким образом, добыча сланцевого газа в Китае может помочь интегрировать Пекин в мировую систему Pax Americana».

«Хотелось бы, чтобы «Газпром» не повторил тех ошибок, которые совершили российские компании при определении цен на поставки нефти в Поднебесную. То, что происходит сейчас с экспортом нефти, по большому счету, означает то, что экспорт этот реализуется не для того, чтобы российский бюджет и компании зарабатывали, а прежде всего для того, чтобы Китай получил нефть любой ценой. Игра эта далеко не в нашу пользу. И вот когда мы говорим про цены на газ для Китая, надо быть крайне внимательными и осторожными».

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz