środa, 18 sierpnia 2010

На воле, как на зоне

Есть люди (и их немало!), смыслом жизни которых является сама борьба за существование. И даже в совершенно миролюбивой ситуации они, по привычке, чувствуют себя, как в ситуации экстремальной.
Соответственно, они всячески культивируют в себе соответствующий набор личностных и моральных черт: повышенная агрессивность, гипертрофированная мужественность («мачизм») вкупе с сексизмом, цинизм в мыслях и чувствах, конформизм в отношениях, недоверие ко всему новому и сентиментальная ностальгия по прошлому.
В конечном итоге весь «букет» водится к трем лагерным заповедям: «Не верь», «Не бойся» и «Не проси». Дело только в том, что эти принципы действительно помогают выживать в экстремальной обстановке, но они не дают возможности развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. Это идеи сохранения любой ценой того, что есть, но никак не идеи создания чего-то принципиально нового.
Вот эти люди и воспроизводят «совок» уже почти 20 лет, чтобы они ни делали. Даже когда они занимаются бизнесом – все равно получается тюремный ларек.

3 komentarze:

  1. Уголовно-мафиозная философия сильна тем, что порождает самоподдерживающийся процесс: воспринимая мир агрессивно-цинично, люди ведут себя соответственно и тем самым побуждают (точнее даже вынуждают) окружающих относиться к ним и поступать с ними аналогично. Круг замыкается и конца не видно.
    Говорить о постепенных изменениях в ментальности можно было бы, если бы изменились социально-экономические и геополитические условия, если стали бы востребованы люди более самостоятельные, автономные, ориентированные на иную систему ценностей. Если появились бы альтернативные пути к успеху, кроме жульнических, административных или силовых.
    Сейчас же у современно мыслящих цивилизованных людей чаще всего простой выбор из трех альтернатив:
    1) довольствоваться своим маргинальным статусом;
    2) попытаться найти некую локальную нишу в обществе и смиренно «возделывать свою маленькую грядку»;
    3) уехать из СНГ и попытаться построить новую жизнь на новом месте.
    Да, есть еще четвертый вариант – скурвиться. Говорят, что он паскудный только вначале, а потом «все будет в шоколаде».

    OdpowiedzUsuń
  2. К сожалению, законы эти работают всегда, не зависимо от строя, места и времени. Достаточно вспомнить Булгакова, ведь не зря он вложил эту фразу в уста Воланда:
    "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

    OdpowiedzUsuń
  3. Да, причем булгаковский вариант – для сильных духом, талантливых, незаурядных людей. Персонажи попроще пользуются гораздо более незатейливой житейской философией типа: «Или всех грызи – или лежи в грязи», «С волками жить – по волчьи выть», «Плетью обуха не перешибешь» и т.п.

    OdpowiedzUsuń