Для моих родных, живших в окрестностях г. Вильно, война началась не 22 июня 1941 г., а гораздо раньше. После 1 сентября 1939 г. с тревогой и опасением ждали они немцев, но 17 сентября 1939 г. «братья-славяне», «освободители» с Востока нанесли смертельный удар «ножом в спину» («nóż w plecy»).
Хотя Верховный Главнокомандующий Польши маршал Edward Rydz-Śmigły немедленно издал официальный приказ, в котором строго предписывалось «С большевиками не сражаться» («Z bolszewikami nie walczyć»), у Красной Армии были совсем другие приказы.
Многие местные жители были убиты в первые же дни оккупации, многие замучены в последующие недели. Большинство выживших вскоре оказались в сибирской ссылке. Когда через полтора с лишним года немецкие войска все же дошли до этих мест, немногие оставшиеся в живых встречали их уже без тревоги, но с надеждой. Конечно, не как освободителей, но – как существенно меньшее зло, с которым можно примириться и жить.
Комментировать мне это трудно, поскольку я 16 лет пишу на эту и подобные ей темы. Получилось бы "да-да, вот именно, я давно говорила" и т.д. Но я очнь рада была обнаружить (совершенно случайно) Ваш блог. Оказывается, я не одна такая. Пока прочла далеко не все. Завтра продолжу. Успехов Вам!
OdpowiedzUsuńСпасибо за внимание и интерес к темам, о которых слишком многие предпочитают старательно забыть!
OdpowiedzUsuńPozdrowienia!
Люди просто хотели мирно и спокойно жить... и проклинали любую власть, которая им в этом мешала....
OdpowiedzUsuńДа, вот именно!
OdpowiedzUsuń"Область государственных интересов Германии", brak Warszawy na mapie - co za cynizm...
OdpowiedzUsuńAle nie zgodzę się z tym, że "Люди просто хотели мирно и спокойно жить" - to najlepsza pozycja obywatelska. Nie może być wszystko jedno, kto rządzi, w którym kraju aktualnie żyjemy.
A to będzie, jak w wywiadzie matki Zianona Paźniaka: "Pryjszli Sawiety - karowu zabrali, pryjszli Niemcy - kazu uwiali, iznou pryjszli Sawiety - usich kur pierabili". Dla "tutejszych" może to i właściwa pozycja, ale так жить нельзя. Żизнь не должна заключаться в том, что "мне всё равно, главное, чтобы мою козу не трогали".
Mapa bez Warszawy wzięta z radzieckiego szkolnego podręcznika geografii z 1940 r. To nie jest zwykły cynizm – to cynizm zbrodniczy!
OdpowiedzUsuń