poniedziałek, 13 grudnia 2010

О воронах из WRON’a или 115 жертв – это много или мало?


«Ярузельский, мы помним твои преступления» и «Здесь живет коммунистический преступник», - под такими лозунгами в ночь с 12 на 13 декабря 2010 г. около 200 человек провели ежегодный патриотический пикет перед домом генерала В. Ярузельского в Варшаве.
* * * * *
Вот уже 20 лет, с момента повторного обретения Польшей независимости, памятные митинги в день введения военного положения проходят в различных городах. Несколько лет назад и мне довелось принять участие в одном из них.
Самое сильное впечатление от него – это святая, непоколебимая убежденность всех участников митинга и собравшихся зрителей, что никогда, ни при каких обстоятельствах польская власть не может приказывать стрелять в поляков. Если же какие-то большие или маленькие начальники сделали это – их нужно немедленно отстранять от власти и судить. Судить уголовным судом.
Да, может быть, у них были оправдания, смягчающие обстоятельства. Может быть, они действовали в условиях крайней необходимости, пытаясь тем самым предотвратить еще большее зло. Может быть. Для этого и есть суд. «Судить» - не значит «казнить». «Судить» - значит «разобраться».
А теперь, мои дорогие читатели, перечитайте еще раз выделенный жирным шрифтом абзац, вставив вместо «польская власть» и «поляков» название своей страны и своего народа. Можете ли вы сказать то же самое?
* * * * *
Сегодня исполнилось 29 лет со дня введения военного положения в Польше. В ночь с 12 на 13 декабря 1981 г. Государственный совет ПНР объявил на всей территории страны военное положение. Вся власть перешла в руки Военного совета национального спасения (польск. - Wojskowa Rada Ocalenia Narodowego, сокр. – WRON) во главе с генералом Войцехом Ярузельским. На улицах появились армейские бронетранспортеры и специальные отряды милиции (ZOMO), не работала телефонная связь, был объявлен комендантский час. Приказано было военизировать структуру государства, в частности, приостановить деятельность всех организаций, объединений и профсоюзов, судам работать в ускоренном порядке.
В первую ночь, 12 на 13 декабря были интернированы лидеры «Солидарности», профсоюзные активисты с особо важных предприятий, сторонники движения из интеллигенции (по официальным данным более 5 тысяч человек, позже прошла новая волна арестов; в декабре 1982 года, было зафиксировано свыше 10 тысяч интернированных, хотя тем временем некоторых заключенных отпустили).
С первых часов военного положения рождалось сопротивление. Сначала устраивались забастовки, которые милиция и армия подавляли со всей жестокостью. В Силезии милиция стреляла по горнякам, защищавшим шахту «Вуек» в городе Катовицы. В стачке участвовало 3 тысячи человек. Погибло 9 человек. Это были первые жертвы «наведения порядка» на военный лад.
За время формального действия военного положения, до 22 июня 1983 года различные тюремные сроки получили почти 12 тысяч человек.
Целью введения военного положения была ликвидация антикоммунистической оппозиции, прекращение забастовок и других форм социального протеста, а также остановка процессов демократизации общества, начатых с созданием независимого профсоюза «Солидарность» в августе 1980 г. Тогдашние власти объясняли свои действия якобы существовавшей тогда «угрозой государственности».
После крушения социализма В. Ярузельский неоднократно заявлял, что WRON был единственно возможной попыткой предотвратить намечавшееся советское вооруженное вторжение. Так ли это на самом деле – до сих пор неизвестно. Ответ можно будет дать только после рассекречивания московских военно-политических архивов.

Стихи по теме: 13.12.1981

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz