sobota, 10 lipca 2010

У трубы, как и у палки, два конца…

Европа продолжает семимильными шагами идти к полной демонополизации своего газового рынка и максимальной диверсификации поставок. Это достаточно затратные мероприятия, но они абсолютно естественны в условиях, когда труба газопровода все чаще используется в качестве геополитического оружия, а отдельные положения коммерческих контрактов на поставку газа все больше напоминают акт о безоговорочной капитуляции покупателя перед продавцом-монополистом.

I.
В Польше, например, особый приоритет отводится самообеспечению страны сланцевым газом силами отечественного бизнеса с использованием уникальных зарубежных технологий. В частности, на днях в районе села Марковоля (Markowola) недалеко от местечка Козеницы (Kozienicy) специалисты фирмы Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG) произвели первый в Польше в таких огромных масштабах гидроразрыв пласта газоносных сланцев. Предварительные результаты эксперимента будут известны примерно через неделю.
Польские геологоразведчики пробурили вертикальную скважину на глубину около 4,5 тыс. м., а затем на этой глубине сделали горизонтальный канал в толще сланцевого пласта. Затем в этот канал под давлением 600 атмосфер было закачано 77 тонн песка и 680 куб. м. специального водного раствора. Точная формула раствора является секретом всемирно известной американской фирмы Halliburton, специалисты которой участвовали в операции гидроразрыва.
В соответствии с технологией Halliburton гидроудар смеси раствора с песком разрывает толщу сланцевого пласта, порождая множество трещин. Химикаты, входящие в состав раствора, взаимодействуют со сланцем и стимулируют выделение природного газа, который по трещинам собирается в канале и через вертикальную скважину откачивается на поверхность.
Если гипотезы экспертов подтвердятся, то через 3-4 года может начаться промышленная разработка данного месторождения.
Подобный способ добычи, разумеется, сложнее и дороже обычного, но в условиях все возрастающего геополитического давления стран-поставщиков традиционного газа интерес к нему во всем мире стремительно усиливается. В США, к примеру, в 1996 г. сланцевый газ занимал на рынке долю в 23 %, в 2006 г. – уже 42 %, а по прогнозам к 2016 г. – не менее 62 %.

II.
Болгария также стремится к энергетической независимости от России, ища альтернативные пути доставки энергоносителей.
В соответствии с новой Энергетической стратегией развития страны до 2020 г. планируется строительство нового газопровода, который должен соединить Болгарию с Грецией, Румынией, Турцией и Сербией.
К 2013 году планируется построить газопровод для поставок газа из Азербайджана, а также терминал LNG (сжиженного природного газа), для приема танкеров-газовозов из Алжира, Египта, Омана и Нигерии. Кроме того, Болгария собирается участвовать в строительстве аналогичного терминала на территории Греции.
Болгарская Энергетическая стратегия предусматривает широкое привлечение западных фирм, в частности – к строительству атомной электростанции в Белене, а также активное участие страны в международном проекте Южного Энергетического Коридора (включающего газопровод Nabucco) и пользующегося поддержкой Европейского Союза.
Эксперты обращают внимание, что Энергетическая стратегия Болгарии на период до 2020 г. полностью умалчивает о российском проекте Южный Поток (South Stream), который должен пройти по территории Болгарии. Видимо, даже «братушки» не могут бесконечно долго терпеть тактику «выкручивания рук».

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz