środa, 28 lipca 2010

«А мы с тобой – интеллигенция, нам ночью снится вивисекция,…

…проклятый метод интроспекции и соматический психоз!»

Никогда не понимал и до сих пор не понимаю значение слов «интеллигенция» и «интеллигентный». Никогда не употреблял их по собственной инициативе.
И в самом деле - что это такое?
Есть слово «intellectual»/«интеллектуал», которое означает человека, зарабатывающего себе на жизнь умственным трудом: созданием и распространением интеллектуальных ценностей. Это просто название профессии, рода деятельности. Ничуть не лучше и не хуже «военнослужащего», «предпринимателя», «рабочего», «крестьянина» или «клерка».
Так нет же! В стране победившего атеизма, изведшей под корень священническое сословие и употребившей недоразрушенные церкви под нужники, досужие умники начали наделять представителей интеллектуальных профессий особыми морально-нравственными чертами. Поскольку далеко не всем эти черты были свойственны, появилось разделение на «настоящих» и «не настоящих интеллигентов».
Затем, чтобы никому не было обидно, появились выражения «рабочая интеллигенция», «военная, сельская интеллигенция» и т.д. Понятие расширилось до такой степени, что каждый, кто прочитал в своей жизни хоть пару книг (не считая букваря, сборника рассказов о Ленине и сберегательной книжки), умел пользоваться носовым платком и улавливал моменты, когда не следует слишком уж громко ругаться матом, - мог претендовать на звание «интеллигента».
А в массовом общественном сознании закрепилось совсем другое понимание этого слова: интеллигент – это хлюпик, к реальной жизни не приспособленный, поэтому вынужденный обитать в мирах иллюзорных. Произносится это обычно с теми же нотками бабьего сожаления, с какими говорят о запойных пьяницах в семье и прочих, хоть и близких, но непутевых субъектах.

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz